Мы все не вечны. И каждый
из нас не знает, когда он отойдет в потусторонний мир...
|
|
ОБРЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ (ПОХОРОН)
Все действия, которыми сопровождается обряд — "...это молитвы за усопшего — буквально вместо него; когда живые отдают умершему временно свои уста, чувства, энергию своей жизни". /Ж.М.П. N6, 1991 г., ст.79/. Последований погребения у нас имеется несколько: мирян, младенцев, монахов, священников и особый чин на Святую Пасху. По чину священническому погребаются только архииереи и иереи; монахи, иеромонахи и архимандриты — по чину монашескому; диаконы и миряне — по чину "мирских человек"; младенцы /до 7 лет/ — по чину младенческому. СУТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗЗРЕНИИ ЦЕРКВИ НА ТЕЛО, КАК НА ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТЬЮ ХРАМ ДУШИ, НА ЖИЗНЬ НАСТОЯЩУЮ, КАК НА ВРЕМЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ЖИЗНИ БУДУЩЕЙ, И НА СМЕРТЬ, КАК НА СОН, ПО ПРОБУЖДЕНИЮ ОТ КОТОРОГО НАСТАНЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ. В будущей жизни участвовать будет и тело, которому, по слову Св.Ап.Павла "...надлежит облечься в нетление и смертному сему — облечься в бессмертие." /1.Кор.15.53/ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ УСОПШИХ ДАНО В ОБРАЗЕ ПОГРЕБЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА. Для того, чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно испросить ПИСЬМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти. /Настольная книга священнослужителей, том 4, 1983 г., ст.491/.
Усопших иной веры христианского вероисповедания, в случаях крайней нужды, может погребать и православный священник, но обряд погребения иной, сокращенный; изложен он в третьей части Требника, изданного в 1983 году. "Тело умершего иноверца христианского исповедания не может быть вносимо перед погребением в православную церковь." /Кн. наст. Булгакова, изд. 1980г., ст.907/. ВОПРОС О КРЕМАЦИИ УСОПШИХ ВЕСЬМА СЛОЖНЫЙ И ОТВЕТ НА НЕГО НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ, В НАШИХ СВЯЩЕННЫХ КНИГАХ НЕТ ЗАПРЕЩЕНИЯ СЖИГАНИЯ ТРУПОВ, НО ИМЕЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ НА ЕДИНСТВЕННО ДОПУСТИМЫЙ СПОСОБ ПОГРЕБЕНИЯ ТЕЛ - ЭТО ПРЕДАНИЕ ИХ ЗЕМЛЕ. "ЗЕМЛЯ ЕСИ И В ЗЕМЛЮ ОТИДЕШИ." Погребение в земле есть изображение временного успения, сна; в народе называется "ПОХОРОНАМИ". Сохраняются ценности в своей целостности, а видоизменившись, это — уже не ценность. Для тела ЗЕМЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ЛОЖЕМ УПОКОЕНИЯ и называется усопший покойником, упокоившимся до всеобщего восстания. "ЕСЛИ ПРЕДАНИЕ ЗЕМЛЕ ТЕЛ ВСЕЛЯЕТ И УКРЕПЛЯЕТ ХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ В ВОСКРЕСЕНИЕ, ТО СОЖЖЕНИЕ УМЕРШИХ ЛЕГКО РОДНИТСЯ С АНТИХРИСТИАНСКИМ УЧЕНИЕМ О НЕБЫТИИ." /Церковный Вестник 1910 г., ст.29/. Заочное отпевание вошло в наш быт, это—исторически сложившаяся данность. ОТПЕВАЮТ ЗАОЧНО ПОВСЕМЕСТНО НО ЭТО - НЕ НОРМА, А СКОРЕЕ - ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ НЕЕ. Скоропостижно скончавшиеся, без покояния, не лишаются христианского погребения. СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ЧАД СВОИХ НАПУТСТВУЕТ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ТАИНСТВАМИ ПОКАЯНИЯ, ПРИЧАЩЕНИЯ, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ /Соборование/. В важные минуты разлучения души с телом — на исход души читаются молитвословия - "ОТХОДНАЯ". Есть два чинопоследования отходных: при кончине мирной и в случае мучительных страданий умирающего, — "внегда человек долго страждет". В этом случае приглашается священник и он читает каноны и молитвы о долгостраждущем. Чинопоследование первое изложено в требнике и молитвеннике и эту "ОТХОДНУЮ", в случае отсутствия священника, может вычитать и мирянин. /Настольн.кн. священнослужителей, том 4, ст.459/. ОТХОДНАЯ |