|
Приготовление к погребению
Тело каждого православного христианина
— храм души, в течение земной жизни освященный благодатию Таинств. Поэтому
попечение об останках умерших братии по вере особое. После прочтения Канона
о усопшем необходимо совершить омовение тела умершего. Покойника освобождают
от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте — на лавку или
на пол, подстелив ткань.
Обычно омывают пожилые женщины, но полагается мужчинам омывать
мужчин, а женщинам женщин. Омывают губкой, смоченной теплой водой, крестообразными
движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. При этом читают
или поют «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,
помилуй нас».Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось
при его омовении. принято сжигать.
На покойном должен быть надет нательный крест, если сохранился
— крестильный. По омовении тело усопшего облекается в новые чистые одежды,
чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. Свои погребальные
одежды наши благочестивые предки приготовляли задолго до кончины.
На умерших мирян, прежде обычных одежд, принято было
надевать белую рубаху с поясом, символизирующую собой крестильную. Это
соблюдается многими православными и сейчас.
В некоторых районах России сохраняется древний обычай,
бывший в свое время повсеместным и обязательным, полагать усопшего в саване
— накидке с наголовьем из белой ткани, — и в специально сшитых погребальных
кафтанах и сарафанах. Голову христианки покрывают большим платком, полностью
закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а свободно полагать
крест-накрест. Необходимо также отметить, что на почившем православном
христианине неуместен галстук. Руки усопших складывают на груди правую
поверх левой, в них влагается крест. На лоб возлагают венчик с молитвой
«Святый Боже...» в знак нашей веры в Пресвятую Троицу и упования на получение
венца за исполнение заповедей Божиих.
Гроб православного христианина должен быть неярким, с восьмиконечным
крестом на крышке. Приготовленный гроб освящают святой водой и кадят фимиамом,
для чего кадильницу (сосуд с ручкой, куда кладут угли и ладан) ставят
в гроб и закрывают его на малое время крышкой.После этого можно окадить
фимиамом весь дом. Сначала трижды крестообразно знаменуют кадильницей
иконы с молитвами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», «Пресвятая
Богородице, спаси нас», «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному...». Затем
трижды крестообразно знаменуют кадильницей тело усопшего с молитвой «Покой,
Господи, душу усопшаго раба Твоего...». После чего обносят кадильницу
по всему дому с чтением «Трисвятого». Кадильница может стоять под иконами
все время, и в нее по мере необходимости подкладывают уголь и ладан.
Над телом читают Литию о усопшем. В конце Литии на словах
«рабу Божию, преставльшемуся...» умершего полагают во гроб. Также Лития
читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Сверху тело усопшего
покрывают по грудь церковным погребальным покрывалом в знак того, что
он находится под покровом Христовым. На грудь полагают икону Спасителя
или Божией Матери. В гроб можно положить детскую крестильную рубашку усопшего,
освященные веточки вербы, троицкую травку, но недопустимо
класть в гроб какие-либо посторонние предметы: деньги, еду и прочее.
Есть разные местные обычаи располагать гроб с телом усопшего в доме: можно
поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу, то
есть правом углу напротив входа; можно — лицом к входящим проститься.
У икон возжигают лампады и свечи. Недопустимы под
иконами стакан с водой (а то и водкой), хлеб и прочее — это нечестивый,
нехристианский обычай. Душа не нуждается в земных пище и питии, ей нужна
только наша молитва. Также не подобает ставить рядом
с иконами фотографию умершего и тем более зажигать перед нею свечу.
|