|
Приготовление к кончине
При смертной опасности в первую очередь
следует позаботиться о приглашении к больному священника для совершения
Таинств Исповеди и Причащения Святых Христовых Тайн, дабы не предстать
ему пред Богом неготовым и неочищенным. Во время тяжких болезней Святая
Церковь призывает своих чад прибегать также к Таинству Елеосвящения, в
котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия,
испрашивается исцеление от болезней и отпущение грехов. Поэтому совершать
это Таинство нужно во время усиления болезни, с верою, что дни земной
жизни человека будут продлены для покаяния и исправления.
Сейчас многие неправильно понимают суть Таинства Елеосвящения,
или, как его еще называют, соборования, считая, что оно требуется только
умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой
Церковью по слову святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть
призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем
во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь;
и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14 — 15). В молитвах чина
Елеосвящения говорится не о кончине, а по возвращении к жизни, но жизни
обновленной, очищенной от грехов. Следует постараться убедить больного
в необходимости совершения этого Таинства.
Также необходимо помнить, что соборование не заменяет Исповеди,
а как бы восполняет ее. При соборовании благодатию Божией отпускаются
только грехи неосознанные и забытые, но при условии чистосердечного покаяния
во всех сознаваемых согрешениях на Исповеди.Умышленно утаенные грехи в
Таинстве соборования не отпускаются. Оставшееся после соборования освященное
масло возливается на останки христианина при погребении. Родственники
должны взять сосуд с елеем в храм и заранее предупредить об этом священника,
совершающего отпевание.Наши благочестивые предки ставили одр с умирающим
под иконы и возжигали Страстную свечу (свечу, с которой стояли в храме
на утрени 12 Евангелий). Свечу давали в руку умирающему или ставили у
икон. И нам следует постараться поместить иконы или крест так, чтобы страждущий
в предсмертных мучениях мог видеть их. Православная Церковь напутствует
каждого своего члена в загробный мир Таинствами Исповеди и Святого Причащения.
Умирающего можно причастить и не натощак.
Если после Причащения случится приступ тошноты, то подставляют
сосуд с чистой водой, из которого все потом выливают в реку или зарываютпоглубже
в землю в чистом, не попираемом ногами месте. Можно также собрать все
в чистые тряпочки, которые потом сжечь, и пепел зарыть в непопираемом
месте. Причащенный и в этом случае получит освящение, ибо благодать Божия
в первую очередь сообщается душе.
Нельзя причащать потерявшего сознание, невменяемого или,
тем более, уже умершего. Перед исходом умирающему, если он в сознании,
можно дать антидор и святую воду. Это ни в коей мере не заменяет Причащения,
но благодатной силой помогает в предсмертных борениях.Когда душа разлучается
с телом и переходит в духовный мир, она особенно нуждается в нашей молитвенной
помощи. Для облегчения самых последних минут земной жизни христианина
читаются особые каноны на исход души от тела: ко Господу Богу нашему Иисусу
Христу и Пречистой Богородице и «егда человек долго страждет». Каноны
исполнены великого покаяния и мольбы о милости Божией к отходящему в мир
иной. В случае отсутствия священника оба канона на исход души могут и
должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином. В нашем издании они
объединены в одно Последование при разлучении души от тела всякого правоверного.Каноны
на исход души не обязательно читать непосредственно около умирающего.
Если человек умирает в больнице, каноны можно читать дома. Главное помочь
душе в эти самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух
во время чтения канонов, то их дочитывают с заупокойным припевом: «Покой,
Господи, душу усопшаго раба Твоего...». И после 9-й песни завершают Окончанием
заупокойных канонов. По исходе души от тела усопшему закрывают глаза,
подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой. Сразу
начинают читать Канон о усопшем (стр. 377).
Если человек умер не дома, прочитайте Канон по получении
известия о его кончине.
|