Мы все не вечны. И каждый из нас не знает, когда он отойдет в потусторонний мир...

ОБРЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ (ПОХОРОН)

Живыми и мертвыми обладаяй воскресный из мертвых, Христос истинный Бог наш... " /Отпуст при погребении/


Эту главу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II читал и одобрил.


ПОД ИМЕНЕМ ПОГРЕБЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РАЗУМЕЮТСЯ МОЛИТВОСЛОВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ С САМОГО МОМЕНТА РАЗЛУЧЕНИЯ ДУШИ С ТЕЛОМ, ОБРЯДОВЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕЛА, ОТПЕВАНИЕ В ХРАМЕ, ПРЕДАНИЕ ЗЕМЛЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ.

Все действия, которыми сопровождается обряд — "...это молитвы за усопшего — буквально вместо него; когда живые отдают умершему временно свои уста, чувства, энергию своей жизни". /Ж.М.П. N6, 1991 г., ст.79/.

Последований погребения у нас имеется несколько: мирян, младенцев, монахов, священников и особый чин на Святую Пасху.

По чину священническому погребаются только архииереи и иереи; монахи, иеромонахи и архимандриты — по чину монашескому; диаконы и миряне — по чину "мирских человек"; младенцы /до 7 лет/ — по чину младенческому.

СУТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗЗРЕНИИ ЦЕРКВИ НА ТЕЛО, КАК НА ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТЬЮ ХРАМ ДУШИ, НА ЖИЗНЬ НАСТОЯЩУЮ, КАК НА ВРЕМЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ЖИЗНИ БУДУЩЕЙ, И НА СМЕРТЬ, КАК НА СОН, ПО ПРОБУЖДЕНИЮ ОТ КОТОРОГО НАСТАНЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ.

В будущей жизни участвовать будет и тело, которому, по слову Св.Ап.Павла "...надлежит облечься в нетление и смертному сему — облечься в бессмертие." /1.Кор.15.53/

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ УСОПШИХ ДАНО В ОБРАЗЕ ПОГРЕБЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА.

  • Лишаются православного погребения лица, сознательно лишившие себя жизни.
  • Для того, чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно испросить ПИСЬМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти. /Настольная книга священнослужителей, том 4, 1983 г., ст.491/.

    • После письменного благословления архиерея, совершается обычное погребение, без прибавления каких бы то ни было других слов: просто упоминается "усопший раб Божий".

    Усопших иной веры христианского вероисповедания, в случаях крайней нужды, может погребать и православный священник, но обряд погребения иной, сокращенный; изложен он в третьей части Требника, изданного в 1983 году. "Тело умершего иноверца христианского исповедания не может быть вносимо перед погребением в православную церковь." /Кн. наст. Булгакова, изд. 1980г., ст.907/.

    ВОПРОС О КРЕМАЦИИ УСОПШИХ ВЕСЬМА СЛОЖНЫЙ И ОТВЕТ НА НЕГО НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ, В НАШИХ СВЯЩЕННЫХ КНИГАХ НЕТ ЗАПРЕЩЕНИЯ СЖИГАНИЯ ТРУПОВ, НО ИМЕЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ НА ЕДИНСТВЕННО ДОПУСТИМЫЙ СПОСОБ ПОГРЕБЕНИЯ ТЕЛ - ЭТО ПРЕДАНИЕ ИХ ЗЕМЛЕ. "ЗЕМЛЯ ЕСИ И В ЗЕМЛЮ ОТИДЕШИ."

    Погребение в земле есть изображение временного успения, сна; в народе называется "ПОХОРОНАМИ". Сохраняются ценности в своей целостности, а видоизменившись, это — уже не ценность. Для тела ЗЕМЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ЛОЖЕМ УПОКОЕНИЯ и называется усопший покойником, упокоившимся до всеобщего восстания.

    "ЕСЛИ ПРЕДАНИЕ ЗЕМЛЕ ТЕЛ ВСЕЛЯЕТ И УКРЕПЛЯЕТ ХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ В ВОСКРЕСЕНИЕ, ТО СОЖЖЕНИЕ УМЕРШИХ ЛЕГКО РОДНИТСЯ С АНТИХРИСТИАНСКИМ УЧЕНИЕМ О НЕБЫТИИ." /Церковный Вестник 1910 г., ст.29/.

    Заочное отпевание вошло в наш быт, это—исторически сложившаяся данность. ОТПЕВАЮТ ЗАОЧНО ПОВСЕМЕСТНО НО ЭТО - НЕ НОРМА, А СКОРЕЕ - ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ НЕЕ. Скоропостижно скончавшиеся, без покояния, не лишаются христианского погребения.

    СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ЧАД СВОИХ НАПУТСТВУЕТ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ТАИНСТВАМИ ПОКАЯНИЯ, ПРИЧАЩЕНИЯ, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ /Соборование/. В важные минуты разлучения души с телом — на исход души читаются молитвословия - "ОТХОДНАЯ". Есть два чинопоследования отходных: при кончине мирной и в случае мучительных страданий умирающего, — "внегда человек долго страждет". В этом случае приглашается священник и он читает каноны и молитвы о долгостраждущем. Чинопоследование первое изложено в требнике и молитвеннике и эту "ОТХОДНУЮ", в случае отсутствия священника, может вычитать и мирянин. /Настольн.кн. священнослужителей, том 4, ст.459/.

    ОТХОДНАЯ
    "Молитвами Святых отец наших. Господи Иисусе Христе, помилуй нас." "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас." /Читается трижды/. "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь." "Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый посети и исцели немощи наша, имене твоего ради." "Господи, помилуй. Господи, помилуй, Господи, помилуй." "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь." "Отче наш, иже еси на небесах. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небес и и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого." "Господи, помилуй" /12 раз/. "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу." "Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу." "Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу

    Сайт создан в системе uCoz